Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27u1. От зачатия до рождения день.(.11.15.17.)

Дающий задания требует, чтобы ребенок родился наутро после зачатия или заговорил сразу после рождения.

Бантуязычная Африка. Кагуру [четверо братьев последовательно идут жениться; проходят мимо старухи; трое старших отказывается слизать гной с ее глаз, младший делает это; она дает ему яйцо; вождь запирает каждого на ночь с девушкой, утром должен быть ребенок; троих братьев казнят; у младшего яйцо превращается в ребенка, он получает жену]: Beidelman 1975, № 3: 542-547; ламба [старшие дочери вождя замужем, младшая говорит, что выйдет лишь за того, кто пройдет сквозь отверстие в дереве вместе с мячом; двое старших братьев и муж их сестры (brother-in-law) идут попытать счастья, не хотят брать младшего брата; тот приходит, по пути кормит птицу, муравьев, рыб; выполняет поручение, признан зятем; старшие братья намерены его погубить; говорят жене вождя, что ее зять 1) может сделать так, что ребенок появится на другой день после свадьбы; юноша собирается вернуться домой, но птица, которую он накормил, летит на запад и приносит ему младенца; 2) братья подговаривают разбросать в лесу семена, пусть он их соберет; муравьи собрали; 3) высыпать в воду бусы (рыбы достают); жена юноши жалуется матери, та объясняет, что виноваты братья ее мужа; вождь все выясняет, отправляет братьев домой; зятя чествует; они посетили дом юноши и вернулись жить к родственникам жены]: Doke 1927, № 23: 45-51

Южная Европа. Итальянцы (Базиликата) [умирая, король велит сыну выдать трех сестер за первых же встречных; тот выдает их за свинопаса, птицелова, могильщика; окликает старуху, та советует искать прелестную Фьориту; королевич последовательно приходит к трем сестрам, они живут во дворцах; зятья дают щетинки, перышки, человеческую косточку; жена могильщика отоправляет к старухе, живущей рядом с дворцом Фьориты; король-отец Ф. требует 1) съесть за ночь груши и яблоки, которыми наполнена комната (юноша вызывает свиней), 2) в брачную ночь усыпить жену пеньем птиц (вызывает птиц), 3) завтра же должен родиться ребенок и сразу заговорить (брошенная косточка превращается в ребенка); отец Ф. передает зятю корону]: Crane 1885, № 13: 61-68 (=Котрелев 1991: 131-134).

Передняя Азия. Палестинцы [в отсутствие рыбака три дочери джинна прибирают в доме, чистят и готовят пойманную им рыбу; соседка отвечает, что она ничего не делала; он следит, хватает младшую девушку; царь хочет ее себе, велит рыбаку 1) посадить лозу, собрать наутро виноград, чтобы его ело все войско (жена создает); 2) неистощимый хлеб (то же); 3) принести младенца еще с пуповиной, чтобы тот рассказал историю ложную с начала до конца; сестра жены как раз родила, ее младенец рассказывает небылицу; в результате царь благословляет рыбака и его жену]: Muhawi, Kanaana 1989, № 37: 272-277.