Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27R.Сходить на тот свет. .21.-.25.27.-.34.36.

Дающий задания требует принести вещь или весть с того

света. См. мотив K27.

Тибет, Северо-Восток Индии. Тибетцы ["рассказы призрака"; царский живописец завидует царскому плотнику; приносит поддельное письмо, будто покойный отец царя просит отправить плотника построить храм; плотник роет подземный ход от дома до места сожжения; возвратившись, якобы, с того света, дает царю письмо с просьбой прислать живописца; обожженный живописец сбегает с костра]: MacDonald 1931: 310-312 (=Кассис 1962 [живописец сгорает]: 36-39); лепча [у царя Pid-no на службе семь опасных демонов; Tashey-thing устраивает так, что купец потерял свою бездетную жену; после этого женщина родила сына; запрещала ему выходить из дома; он увидел чудесный цветок в зубах лисы, погнался за ней, добыл, вернулся, отнес царю; демоны посоветовали того послать юношу принести много таких цветов; нищий обещает помочь юноше; юноша проходит страны голубей, попугаев, павлинов; царь каждой обещает ему дочь, если тот принесет и ему цветок; нищий вихрем переносит юношу через море во дворец пяти демонов (у них одна, две.. пять голов); в саду кусты с драгоценными цветами; юноша прячется, видит, как демон вынимает, сращивает живой и мертвой (белой и черной) водой части тела девушки; уходя, разбирает ее вновь; юноша оживляет ее, они берут воду и нож демона, цветы, возвращаются; демоны плывут через море, тонут; юноша получает дочерей царя, голубей и др.; приносит цветы царю; тот велит создать дворец, сад, лес, украсить дворец; голуби, попугаи, павлины все исполняют; царь велит объяснить источник реки Tisla (для этого надо подняться на небо); жена расчленяет юношу, говорит, что тот через неделю вернется с неба, расскажет; когда оживляет юношу, тот говорит, что небесный отец не узнал его, он расскажет секрет семи братьям; семь демонов позволяют себя расчленить, умирают; юноша становится царским советником]: Stocks 1925,№ XXVII: 420-427.

Индокитай, Бирма. Инта [главный министра завидует зодчему; подговаривает шаманку сказать, что покойный отец короля нуждается во дворце; зодчий роет в доме подземный ход, разводит перед ним огонь, делает вид, что прыгает в огонь; через год возвращается с просьбой покойного короля прислать первого министра; тот прыгает в огонь, сгорает]: Касевич, Осипов 1976, № 49: 162-164; палаунг [хитрец Аки обещает королю на спор обмануть его; предлагает отправить его в страну мертвых проведать отца короля; король велит связать А., оставить на помосте над горячим источником; если за 7 дней он не посетит страны мертвых, его утопят в источнике; А. говорит проходящему купцу, что лечит глаза, купец меняется с ним местами, его топят, А. забирает его товары, уходит, покупает подарки для короля, говорит, что их послал ему его отец; король просит отправить и его в мир мертвых, его топят; А. делает в баньяне дупло, вещает оттуда женам короля, мнимый дух баньяна велит сделать королем А.; ночью А. подговаривает слуг бегать вокруг дворца, изображая духов-натов, грозящих бедствиями, если А. не станет королем; жены прежнего короля признают его]: Касевич, Осипов 1976, № 143: 326-330.

Южная Азия. Cингалы; кашмирцы; Кашмир (пер. с хинди).

Индонезия. Лода; минахаса; тораджа; Сумбава; Savoe; дусун.

Филиппины. Висайя.

Балканы. Гагаузы.

Средняя Европа. Русские, украинцы, белорусы.

Кавказ – Малая Азия. Адыги; осетины; ногайцы; кумыки; аварцы; таты [мачеха ненавидит пасынка и двух падчериц; заставляет девочек перебирать рис и пшено, смешав их с золой; предлагает пасынку сходить на тот свет к его матери; он находит ее, остается жить на том свете; сестры делают лепешки, они катятся, сестры идут за ними искать брата; приходят в дом матери и брата пока тех нет; две мышки съедают лепешки; девочки плачут, поскольку без лепешек не смогут вернуться назад; мышки выводят их, их брата и мать через нору другими ходом; палка брата бьет мачеху до смерти; все довольны]: Кукуллу 1974, № 12: 102-106; грузины; армяне; азербайджанцы.

Иран – Средняя Азия. Персы; белуджи; горные таджики; таджики; ваханцы; шугнанцы; язгулямцы; узбеки; бухарские арабы; туркмены.

Балтоскандия. Саамы; латыши.

Волга – Пермь. Мари; башкиры.

Туркестан. Казахи; каракалпаки; киргизы.

Южная Сибирь - Монголия. Барабинские татары; челканцы; алтайцы; хакасы; тувинцы; буряты; монголы; монгольская версия «Двадцати пяти рассказов веталы» [Ананда-живописец (Аж) завидует Ананде-плотнику (Ап); говорит царю, что посетил на небе его покойного отца, тот требует к себе Ап построить дворец; подняться надо на дыме костра; Ап роет подземный ход из дома к месту сожжения, моет лицо молоком, чтобы побелеть; через месяц приносит письмо от царя-отца, тот, якобы, требует к себе Аж; Аэ верит, что Ап побывал на небе, сгорает]: Владимирцов 1958: 62-65.

Восточная Сибирь. Якуты.