Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I87C.Дом-рукавица, ATU 283B. .27.28.31.32.

Животные используют для укрытия предмет, принадлежащий миру людей (череп, рукавица). Ср. I87: персонажи используют в качестве укрытия предмет (череп, лопатка животного, рукавица), принадлежащий миру великанов.

Словенцы, русские (Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Нижегородская, Тульская), украинцы (Полтавская, Харьковская, Курская), белорусы, финны, сету, латыши, литовцы, коми.

Балканы. Словенцы: Uther 2004(1), № 283B: 164-165.

Средняя Европа. Русские (22 записи; Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Нижегородская, Тульская), украинцы (10 записей; Полтавская, Харьковская, Курская), белорусы (3 записи) [Терем мухи: в рукавицу (повозку) забираются муха, мышь, заяц, лиса, волк; всех их давит медведь]: СУС 1979, № 283B* (=AA *282): 99; украинцы [потерял дед рукавичку; в нее влезла мышка-поскребушка; лягушка-квакушка; ик-побегайчик; лисичка-сестричка; волчишка-братишка; топтыга-медведь; кабан-зубан; охотник увидел, что рукавичка шевелится, стрельнул – вот сколько шкур-то]: Петников 1956: 5-6; русские: Афанасьев 1958(1), № 82 [в терем мухи последовательно приходят жить вошь, комар, мышь, ящерица, лиса, волк; медведь ударяет лапой по терему, разбил его], 83 [мужик ехал, потерял кувшин, в нем стала жить муха; к ней пришли один за другим комар, мышь, лягушка, заяц, собака, волк; приходит "лесной гнет", всех раздавил], 84 [в поле лошадиная голова, в ней стала жить мышь; затем пришли лягушка, заяц, лиса, волк; пришел медведь, всех раздавил]: 125, 126, 127; русские (Архангельская) [Муха-горюха поворачивает череп со сметаной и называет теремом. К ней последовательно просятся жить блоха-поскакуха, комар-пискун, таракан-шеркун, ящерица-ширикаленка, мышь толста-колоколенка, горностаюшко-чирикалюшко, заюшко-попыталюшко, лисица подхила гузница, волчища большой ротище. Последним приходит медведища толстый пятища и всех лапой «затяпывает»]: Кривополенова 1950, № 1: 99-101.

Балтоскандия. Сету [на краю пастбища лежит череп; Мышь, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк один за другим подходят, поселяются в нем; каждый спрашивает пришедших ранее и получает ответ – примерно как в русской сказке («Я мышка-норушка, а я лягушка-квакушка»: 264. Majake pealuus. Üks pääluukene oli nurme peäl. Jooksis hiirekene mano ja ütles: "Pääluu, pääluu! Võta mind elama!" Pääluu võttis hiirekese elama. Läks konnakene mano. "Pääluu, pääluu! Kes su sees elab?" "Hiirekene jooksjakene. Aga kes sina oled?" "Ma olen konnakene kargajakene." Pääluu võttis konnakese ka elama. Siis tuli jänes ja küsis:"Pääluu, pääluu! Kes su sees elab?" "Hiirekene jooksjakene ja konnakene kargajakene. Aga kes sa oled?" "Ma olen jänes ümber mäe jooksja. Võta mind ka elama." И т.д.); Медведь приходит, садится на череп и давит его; чей конкретно череп, не сказано; за уточненение данных по архивным материалам в Эстонском Литературном Музее в Тарту; благодарность Андресу Куперьянову]: Kippar 1986, № 283B: 173-174; латыши [старик уронил рукавицу; муха, мышь, заяц, волк, медведь последовательно забираются в нее жить; закричал петух, обитатели рукавицы бросились в испуге бежать, порвали рукавицу]: Алксните и др. 1958: 102-103 (=Арийс 1971: 83-84); литовцы, финны: Uther 2004(1), № 283B: 164-165.

Волга – Пермь. Коми [в череп лошади забираются мышь, лягушка, заяц, волк; всех их давит медведь]: Коровина 2012, № 238B: 78.