Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I13B.Рогатая змейка, B91.3. .14.27.-.29.31.32.34.-.36.

Небольшая змея, змейка имеет на голове рога.

Древний Египет, Древняя Греция, белорусы, украинцы, абхазы, карачаевцы и балкарцы, ингуши, лаки, дидойцы, даргинцы, рутульцы, грузины, армяне, талыши, литовцы, вепсы, чуваши, башкиры, монголы, северные селькупы, оймяконские эвены, ацтеки.

Северная Африка. Древний Египет [раскрашенный рельеф в храме царицы Хатшепсут 18 династии: головы священных змей увенчаны рогами – символами Хатор и солнечным диском между ними]: Рубинштейн 1980b: 423.

Балканы. Древняя Греция [Нонн Панополитанский, вторая половина 5 в. н.э., "Деянья Диониса", песнь 38: солнечное затмение, счастливое предзнаменование; орел, несущий в когтях рогатую змею, бросает ее в Гидасп]: Захарова, Торшилов 2003: 245.

Средняя Европа. Украинцы: Булашев 1909 [идя за грибами, девочка увидела движущуюся массу гадюк; на обратном пути упала в яму со змеями; они ничего не ели, но лишь лизали светящийся камень; девочка лизнула, у нее пропал голод; весной змея-царица с золотыми рожками велела змеям свить из своих тел лестницу, вылезла вместе с девочкой, сказала, что та станет понимать язык трав, если не произнесет слово чернобыль; кто-то бежит за ней следом, спрашивает, что за трава с черными быльями; она отвечает, что чернобыль, забывает все слышанное от трав и деревьев]: 354-355; белорусы: Гура 1997 (Гомельская) [царь-вуж - большой серый с золотыми рогами]: 294; Мошков 1901 (Могилевская) [если царю змей показать красный цвет, он сбрасывает свои золотые рожки, и кто сумеет их захватить, будет здоров, счастлив и богат]: 68 (=2004: 270); (ср. русские, украинцы, белорусы [Чернобыльник: барин варит уху из змеи; кучер пробует и узнает язык трав и деревьев; барин догадывается об этом, заставляет назвать чернобыльник и тем самым отнимает у него знание]: СУС 1979, № 672D: 178); поляки [золотая корона на голове иногда со сверкающим камнем у короля (реже - королевы) змей]: Гура 1997% 294.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [змеи с рожками носят блестящий камешек; выходят только ночью, кладут на землю свой камешек, при свете его ищут добычу; если в это время подойти к змее, она издает свист, бросается на человека; если снять у змеи рожок, положить в стакан с водой и дать воду выпить, человек умрет; если же поскоблить в воду другой рожок и дать эту воду отравленному, он выздоровеет; есть змеи с рожками, не имеющие светящегося камня; когда змея, играя камнем, подбрасывает его, охотник может его схватить, унести за ручей; змея-преследовательница будет спрашивать о воре встречную травку, но не сможет спросить воду, которая уже утекла]: Чурсин 1956: 143; карачаевцы/балкарцы [во рту или на голове царя змей есть бусина чуть больше плода шиповника сине-зеленая в крапинку; она заживляет раны, позволяет понимать язык животных; каждый год змеи сражаются за право быть новым царем; старый сплевывает бусину на красную тряпицу или бечевку; царя носит в хрустальной тарелке другая змея]: Джуртубаев 2007: 425; ингуши [у змеи в период возмужалости вырастают два рога: правый приносит счастье, левый несчастье; правы надо зарыть под своим домом, левый под домом врага]: Семенов 1963: 122; лаки: Гамзатов, Далгат 1991 [покровитель лакского дома – Куни, змей с золотыми рогами; увидевший его станет счастливым]: 206-207; Гаджиев 1991 [домашнего ужа (каж) представляли по-разному; у аварцев это белая змея длиной 15-20 см, у лакцев – плоская, длиной до 15 см, с золотыми рогами]: 107; рутульцы [увидев рогатую змею, надо накрыть ее рога чем-то красным; они отпадут, надо забрать, рога приносят богатство и благополучие; одна женщина рассказывала, как добыла подобным образом рога пятиметровой змеи]: Халидова 2012, № 104: 133; дидойцы [золотые рога – атрибут царя змей Кине, такая змея приносит счастье]: Халидова 2012: 247; даргинцы [как у дидойцев, название змеи – Куне]: Халидова 2012: 247; грузины (Кахетия) [зап. 1903 г.; если найти рог змеи, положить в кувшин вина или в амбар, то вино в кувшине, зерно в амбаре не иссякнут; в лунные ночи рогатые змеи играют драгоценным камнем; кто его схватит и унесет, у того будут исполняться желания; эти змеи обладают драгоценным камнем, в лунные ночи играют, подбрасывая его; если человек унесет камень, у него будут исполняться желания]: Чурсин 1956: 143; армяне: Бунатов 1893 (Эчмиадзин) [увидев рогатую змею, надо разорвать рубашку спереди и сзади, набросить на змею, она {змея или рубашка?} превратится в золото; змеиного царя несут четыре другие змеи; встретив его, надо снять шаровары, бросить в змеиного царя, тот оставит свою корону из драгоценных камней]: 188; Чурсин 1956 (черноморское побережье) [рог рогатых змей обладает чудесными свойствами; есть змеи с украшением в виде чашечки на голове; змея при свете чашечки добывает пищу; кто завладеет чашечкой, получит сокровища]: 144; талыши [под горой Алар (к западу от Ленкорани) в крепости Гыз Галасы («девичья крепость») спит дочь шаха Кейкавуса; всех ее родственников истребил семиглавый див; он хотел взять красавицу в наложницы, но заснул и спит в башне Див Галасы («дивья крепость»); там же царица ядовитых рогатых змей; в Новруз все змеи приносят ей по золотому червонцу; душа дива – в белом камешке под языком у царицы змей; принц из рода Сафавиййа победит стража-дракона, сделает слугой; разбудит царевну; она научит его пойти к царице змей, та отдаст камень, принц растолчет его в порошок, див умрет, династия Сафавтййа установится]: Байрамалибеков 2012: 107-111; (ср. грузины (Гурия) [есть змеи, обладающие алмазом, спрятанным в выпуклости на голове; они играют им, подбрасывая в воздух; схвативший должен убежать за реку, тогда змеи потеряют след; такой алмаз удваивает любую положенную под него монету; потерявшая алмаз змея лишает себя жизни]: Чурсин 1956: 144; армяне Закавказья [царица змей Арарата носит во рту волшебный камень; ночью подбрасывает; кто схватит и унесет, будет счастлив]: Чурсин 1956: 144; осетины [некоторые змеи обладают блестящим камнем, он приносит обладателю все, что тот пожелает]: Чурсин 1956: 144-145).

Балтоскандия. Литовцы [человек видит змею с короной / с гребешком / с рогами; это король змей; человек хочет ударить / бьет батогом короля змей, на него бросаются другие змеи]: Кербеите 2001: 391; вепсы [змейка, змейка счастья, червонная змейка приносит счастье; быличка: идет змейка, у нее рожки, корова наступила, раздавила, она снова собралась]: Винокурова 2006: 156.

Волга – Пермь. Чуваши [старуха нашла ужа с рожками, принесла домой, объяснила сыну, что рожки дают богатство; сын пошел на базар, стал покупать, денег в кошельке не убавлялось; они разбогатели, сын женился, свекровь сунула в кудель рожки, невестка не понимает, почему пряжа не кончается, бросила кудель в печь; огонь в печи горит и не гаснет; стали заливать, из печи потекла вода, все залило, это начало Волги – Адалл, "в сапогах", так называли сына старухи]: Эйзин 1993: 224-226; башкиры [при встрече с царем змей надо расстелить белый платок; змея оставит на нем рога, гребень и выползок, они приносят удачу]: Хисамитдинова 2011: 167.

Южная Сибирь - Монголия. Монголы: Дувакин 2011 (03.08.11, Мурэн (сомон Мурэн аймака Хувсгел), Яримпилийн Гомб, халхасец, 1924 г.р., пастух (разводил овец), родился в сомоне Идыр гол, всю жизнь прожил в Мурэне) [Собрание змей. В нём есть одна змея с рогами. Когда человек встречает собрание, он снимает носок, молится. Выходит змея с красными рожками. Она заползает через рукав под одежду человеку, ползает под одеждой, выползает и ставит на носок красные рожки. Они – драгоценность, это очень хорошо для человека. Одна из родственниц взяла себе такие рожки]; Михайлов 1967 [Хурэлдэй встречает змею с коралловыми рожками; она отдает их ему, выплевывает жемчужину, он проглатывает ее, начинает понимать язык животных; поэтому не совершает неверных поступков, живет счастливо]: 188-190; Потанин 1883, № 165 [человек наткнулся на груду змей; змея с двумя красными рожками потерла голову о его колени; рог обломился; стало темно; он оказался в незнакомом мире, где его не видно; спал в рукаве дочери Хурмусты-хана, она после этого заболела; Цорджи-лама сумел увидеть его, спустил в его юрту на земле, дав с собой книгу "Цаган-Шюккурту"; имея ее и рог, человек разбогател]: 548-550.

Западная Сибирь. Северные селькупы [змеи имели рога на голове, жили на холме; один человек привязал ниткой рог змея к дереву, пока змей спал; на обратном пути взял у змея его рог; змеи стали преследовать людей по дорогам; человек убил змею, повестил на дереве, чтобы высохла и не ожила после зимней спячки; так змеи стали безрогими]: Тучкова 2004: 319.

Восточная Сибирь. Оймяконские эвены [охоте и оленеводству будто бы способствовала змея с оленьей головой; мы записали одну из распространенных легенд о ней; охотник видит стадо оленей; когда подходит, оно исчезает, на этом месте черная змея с оленьей головой, миниатюрными рогами, тело покрыто шерстью; охотник трижды объезжает по солнцу вокруг змеи, бросает ей свою шапку открытой стороной; на следующий день находит в шапке рог; разбогател, но больше не мог сидеть спокойно, его движения напоминали змеиные; поэтому выбросил рог]: Николаев 1964: 172-173.

Мезоамерика. Ацтеки [Mazacoatl ("Змея-олень") имеет рога оленя на голове, живет в пещере, втягивает в себя жертвы дыханием; маленькие масокоатли пригодны в пищу, повышают потенцию, но при избыточном потреблении вызывают постоянную эрекцию и смерть]: Sahagún 1950-1982, book 11, folio 82v в Helmke, Nielsen 2008: 22, 57; (ср. уастеки [{вероятно, от испанцев}; есть небольшая змейка с золотыми рожками; кто накинет на нее плащ, ножки отломятся, станешь богат]: Edmonson et al. 2001: 35-36).