Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H46. Доля собаки. .27.-.29.31.-.36.

Бог в наказание отбирает у людей хлеб, но оставляет часть ради животного (обычно собаки), поэтому злаки еще существуют.

Французы (Верхние Вогезы), болгары, румыны, гагаузы, русские, белорусы, украинцы (западные и восточные), осетины [ради лошади], армяне, латыши, коми, удмурты, мари, чуваши, казахи, дунгане, алтайцы, буряты, ойраты (торгуты), монголы, монгоры, сибирские татары, туруханские эвенки, якуты.

Западная Европа. Французы (Верхние Вогезы) [ржаной колос начинался от земли, но Бог решил наказать людей за их прегрешения, оставив только солому; один из ангелов спросил, виноваты ли также собака и кошка; Бог ответил, что нет; тогда пусть на конце стебля останется колос с таким количеством зерна, какое люди оставляют собакам и кошкам; Бог согласился]: Kabakova 1998, № 98: 112-113.

Балканы. Болгары [колос был полон зерен от корней до макушки; женщина подтерла колосом ребенка, Бог уничтожил колос; часть вернул, когда собака попросила оставить немного ей]: Маринов 2003: 88; гагаузы [небо было на высоте человеческого роста, колос пшеницы шел от корня до вершины; жница обтерла обмаравшегося ребенка о небо; Бог поднял небо вверх, с ним вместе унес урожай; собака схватила верхушку колоса, сохранила во рту]: Мошков 1901: 52; румыны: Brill, Ispas 2005 {перевод и уточнения локализации записей Н.Г. Голант}, № 10907 (Мунтения) [колос был от земли; напали татары, сожгли поля, люди убежали в леса; собака выхватила из огня один колос, принесла людям; когда эти зерна посеяли, выросла пшеница с колосом только наверху – столько собака захватила пастью; поэтому собаке надо давать вдоволь хлеба], 10908 (Трансильвания) [Ной сошел с ковчега, стал сеять, колос был от земли; люди стали злыми, за это Бог взял колос, начал отряхивать; когда его рука приблизилась к верху стебля, Бог решил, что оставляет без пищи птиц небесных; поэтому колос остался лишь на верхушке], 10909 (Олтения) [Бог создал пшеницу с колосом от земли, отдал собаке; та ела только верх, поэтому бог сделал колос коротким], 10910 (Трансильвания) [пшеница была с колосом от земли; женщина подтерла ребенка стеблями пшеницы; Бог решил забрать колос; люди упросили его пожалеть хотя бы птиц; Бог оставил только (короткий) колос; вар.: женщина была еврейкой, поэтому пшеница, посеянная евреями, не растет и нет евреев-земледельцев], 10911 (Молдова) [кукурузный початок и колос пшеницы были от земли; одна женщина насмехалась над зерновыми, бог забрал злаки; Матерь Божья схватила часть, велела оставить столько, сколько надо для кошки и собаки; поэтому с ними надо хорошо обращаться]: 229-231; Niculiţă-Voronca 2008 [Бог в начале мира дал хлеб, такой, что початок был от земли до верхушки, колос от корня до верха; одна женщина насмехалась над хлебом, Бог схватил кукурузу и пшеницу, чтобы людям было нечего есть; Матерь Божья схватилась рукой за колос и за початок, и сказала: «Господи, сжалься, хотя бы столько оставь, сколько нужно для кошки и для собаки!» И сколько она схватила тогда в руку, такой величины остались кукуруза и колос]: 130.

Средняя Европа. Русские (Смоленская губ.): Добровольский 1891, № 58 [ленивая баба жаловалась, что колосья тяжелые; Бог убрал колос, оставил немного по просьбе собаки]: 289; Шейн, с. 357-358 в Азбелев 1992, № 316 [жницы жаловались, что колосья тяжелые; Бог решил оставить лишь стебли; Собака упросила сохранить ее долю]: 457-458; белорусы (Гродненская губ.) [на каждом стебле было по два колоса; Бог под видом нищего просил милостыни; мужик велел положить в суму то, что валялось - колосья и корки; рожь выродилась; Бог дал Собаке и Кошке стебелек с одним колосом; человек забрал его себе; человек подбирает и хлебные крошки, а собаки и кошки - нет]: Шейн, с. 359-360 в Азбелев 1992, № 317: 458; украинцы: Булашев 1909: 372-373 (Старобельский уезд) [люди питались листьями и корой липы, Бог дал пшеницу собаке, т.к. она завыла с голоду; человек выхватил у собаки изо рта сброшенный с неба колос, стал сеять; поэтому грех убивать собаку], 373 (Купянский уезд) [колос начинался от земли, колосья подрезали шилом; Христос со св. Петром в образе странников зашли к женщине просить милостыни; та подтерла блином оставленные ребенком следы, бросила блин просившим; Христос стал ошмыгивать колос снизу вверх; собака стала выть, Петро упросил оставить зерен ей на долю], 373-374 (Купянский уезд) [Петр и Спаситель ходили в образе нищих; женщина выхватила из-под ребенка кусок хлеба, дала им; Спаситель стал ошмыгивать колос, собака завыла, Спаситель оставил на два вершка собачью долю]; Стрижевский 1905 (Полтава) [хлебный стебель был весь покрыт зернами; Господь зашел в дом попросить милостыни; женщина подала хлеб, которым только что подтерла ребенка; Господь с Петром стали подниматься в воздух, забрав хлеб с собой; Собака попросила оставить на ее долю; Господь оставил то, что еще не ободрал]: 163; Сумцов 1890b [был хлеб стоколос; Спаситель, Петр и Павел ходили в виде нищих, попросили у женщины милости, та дала кусок хлеба, которым подтерла ребенка; Бог стал отдирать пшеницу снизу доверху, но оставил немного ради собак]: 12.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [Батрадз хвастает, что убил сына владыки хлебов Хор-алдара Бурхор-али; в знак правоты его слов чаша Уацамонга подлетает к его губам; в браге прячется сам Х., выскакивает, в ярости стискивает стебель ячменя, на котором было 6 колосьев; Уастырджи просит оставить один колос для его лошади; с тех пор на ячмене один колос]: Либединский 1978: 340; армяне [небо было близко к земле; женщина подтерла ребенка колосом пшеницы, бросила колос в небо; небо лишило пшеницу колоса; собака стала выть; собака стала выть, прося хлеба; небо сжалилось, позволило пшенице иметь небольшой колос; люди отобрали у собак их долю]: Арутюнян 2007: 36.

Балтоскандия. Латыши [колосья были до земли; Бог собирал милостыню; баба пекла блины, подтерла блином ребенка, сказала Богу, что лучше так, чем дать нищему; Бог уничтожил колос, но собака и кот упросили оставить для них; сколько схватили в рот, столько осталось]: Погодин 1895: 438.

Волга - Пермь. Коми [дети от рождения умели ходить и говорить; лишились этого дара после того, как мать одного из них оскорбила хлеб и небо, до которого тогда можно было достать рукой, вытерев ребенку зад блином и прилепив его к небу; после этого у людей исчезло суперплодородное земледелие, а небо удалилось далеко от земли]: Конаков 1999: 43 (=Лимеров 2005, № 40: 43), 438 (№ 10 [пусть один колос останется на земле – для собаки]); (ср. Лимеров 2005, № 44 [жил мелкий народ ростом с ребенка; пахали сохой величиной с ложку, лошадь была ростом с овцу; земля их была хорошая, колос начинался от корней; один жал ячмень, устал, стал ругаться, пусть Чомор жнет; Ч. спрашивает, какой ячмень нужен – с палец длиной; Ч. все состриг, только на кончике колос оставил]: 44); удмурты [колос начинался от самой земли; чтобы наказать за неуважительное отношение к хлебу, Кылдысин оставил лишь пустые колосья (далее цитата оборвана, видимо, К. оставляет верх колоса для собаки)]: Первухин 1888 в Шутова 2001: 217; мари: Акцорин 1991, № 19 [у ржи были большие колосья; боги жили на верхушках деревьев; жница повесила грязную детскую пеленку на ветку; боги обиделись, поднялись высоко в небо, лишь ради собаки и кошки оставили у ржи небольшой колос]: 52-53; Öдöн 1937, № 5 [женщина подтерла обмаравшегося ребенка хлебом; Бог сказал, что больше хлеб созревать не будет; рядом была собака и Бог согласился ради него немного хлеба оставить; так что люди живы только благодаря собаке]: 150-151; чуваши [Силюк был лентяй; колос начинался от земли; Тангар трижды спрашивает С., нужен ли ему хлеб, тот каждый раз отвечает, что нет; колос все уменьшается; собака успевает ответить, что нужен; благодаря ей хлеб остался]: Юхма 1996: 91-92.

Туркестан. Дунгане (Ганьсу) [злаки колосились от корня до макушки, женщины подтирали детей хлебом; Аллах послал бессмертного содрать зерно до макушки стебля, Собака упросила оставить немного ей; так у злаков остался колос; бессмертный спрашивает Собаку, хочет ли она получать то, что снаружи, или то, что внутри; Кошка советует брать то, что внутри; при просеивании мука высыпается, отруби остаются в сите; Собака ест отруби, ненавидит Кошку]: Рифтин и др. 1977, № 39: 212-213.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [Баба подтерла ребенка лепешкой, бросила наземь, лепешку съели собаки; Бог поднял хлеб на небо; Собака стала выть, просить оставить ей хлеб; Бог оставил пять колосьев, от них происходят нынешние]: Анохин 1997: 14; буряты (балаганские, зап. Хангаловым) [раньше по всему хлебному стеблю росли зерна; женщина подтерла хлебом зад ребенка; Бог начал сдирать зерна; Собака попросила оставить ей пай; это нынешний колос]: Гомбоев 1890, № 31: 84-85 (пересказ в Тугутов, Тугутов 1992, № 24: 81); ойраты (торгуты Тарбагатая) [люди ели траву как лошади; Бог боялся, что всю съедят, стал посылать людям муку; маленький мальчик обмарался в кибитке, спрятал невистоты в мешке с мукой; Бог стал посылать вместо муки снег; собака упросила Бога не морить ее голодом, Бог послал ей зерно; от него произошли злаки]: Ивановский 1890b: 263-264; монголы [зерна покрывали стебель ржи от верхушки до корня; кто-то принял это растение за ненужное, стал ногой ошмыгивать зерна; собака стала просить оставить ей, это и осталось; надо засевать хлеб на собаку и на детей]: Сумцов 1890b: 11; монгоры [колосья были короткими, но ветвистыми, закрома полны, люди не утруждали себя собирать весь урожай; Небесный Император рассердился, побил урожай дождем и градом; на дожде люди боялись выйти из дому, но собаки увидели рассыпанное по земле зерно, стали лаять; НИ услышал, сжалился, отозвал своих генералов; к этому времени оставался лишь один колос; однажды летом дождь не выпал; тогда Бог Белый Лошадиный Дракон (White Dragon Horse God) по своей инициативе послал дождь; за это НИ заключил его в 18-ый, нижний, ярус ада, обещав отпустить, если золотые бобы пойдут красными цветами; люди увидели у старика соевые бобы золотистого цвета, стали жарить, шелуха лопнула, под желтым был красный цвет; НИ отпустил ББЛД]: Stuart, Limusishiden 1994: 136-137.

Западная Сибирь. Сибирские татары [небо было низко, женщина пекла блины из небесной муки; подтерла ребенка блином, воткнула все это в небо; Бог рассердился, поднял небо, небесная еда исчезла; собака сказала Богу, что не виновата, Бог оставил ей один колосок; от него происходят нынешние злаки; собаку надо кормить, она дала людям хлеб; хлеб называется «собачьим» (народная этимология: ит и итмэк)]: Корусенко и др. 2013: 181.

Восточная Сибирь. Якуты [хлебный колос начинался от самой земли; баба подтерла ребенка колосом; Бог решил отнять у людей колосья; Собака попросила оставить ее долю; это те зерна, которые теперь есть в колосьях; (зап. в 1934 г., Немюгинский наслег)]: Эргис 1964-1967(1), № 36: 106-107 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 16-17, в Сивцев-Омоллоон 1976: 24-25); туруханские эвенки [(зап. К.С. Рычкова, архив ин-та востоковедения, ф. 49, д. 6а, л. 521); бог-Амака разгневан на женщину, которая подтерла хлебом ребенка; решает отобрать у людей хлеб; Собака попросила немного хлеба себе; благодаря ей, хлеб остался]: Воскобойников 1980: 45.