Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F14. Сын камня. .20.22.26.27.29.34.

Герой рожден камнем, скалой.

Полинезия. Тувалу: Kennedt 1931: 156 [отец Tautunu был Солнце, мать - камень; (далее его мать - Sina)], 158 [сын Солнца Faka-afi-ki-te-la был рожден камнем (Te Fatu)].

Китай. Древний Китай [Юй боролся с наводнением около горы Хуаньюань; свою жену Нюйцзяо он предупредил, чтобы она приносила ему еду, услышав звук барабана; в отсутствии жены Юй превратился в чёрного медведя и стал прорывать проход в горе; один отброшенный камень случайно задел барабан; жена услышала его звук, приготовила еду и пришла к горе; застав Юя в медвежьем обличье, она испугалась и побежала; Юй побежал за ней, Нюйцзяо превратилась в камень у подножия горы Сунгаошань; рассерженный Юй крикнул, обращаясь к камню: «Верни мне сына!»; кусок камня, обращённый к северу, отвалился, и Юю явился мальчик, которого назвали Ци; ци значит «расколоться»]: Юань Кэ 1987: 175-176, 325.

Бирма, Индокитай. Ва [Po Lön оплодотворил камни и из них вышли ва]: Heine-Geldern 1976: 38.

Балканы. Древняя Греция [фригийские мифы; Павсаний: Зевс во сне пролил свое семя на землю, из которого через некоторое время вышло демоническое существо Агдистис, с мужскими и женскими половыми органами; Арнобий (Тимофей): на фригийской границе был горный хребет Agdus; Там из камня произошла Кибела; Зевс долго тщетно домогался ее любви и, потерпев неудачу, пролил свое семя в скалу, которая родила ужасное двуполое существо Агдистис]: Трубецкой, с. 91 в Далгат 1972: 136 (краткий пересказ также в Petrosyan 2006: 224).

Кавказ – Малая Азия. {Обзор и анализ источников в Ардзинба 1985}. Осетины: Абаев и др. 1957 [в пещере Тарфа красавица предлагает себя Урызмагу; тот говорит, что верен жене; красавица велит ему отныне знаться лишь с камнем; ночью У. оплодотворяет камень; через девять месяцев Сатана и Хамыц приходят в пещеру, скала раскалывается, Х. бросает раскаленного Сослана в озеро; его уносит юный Урагом-донбетр]: 156-159; Дынник 1949 [Шатана приходит на реку полоскать белье; ее видит пастух, выпусает семя на камень; в урочный срок шатана просит мужчин сколоть с камня лишнее, затем сама разбивает перемычкуЮ извлекает Сослана; Курдалагон закалил его, нагрев в печи и погрузив в волчье молоко]: 71-72; абхазы: Инал-ипа 1977, № 1-2 [Сатанэй-Гуаша заметила пастуха на другом берегу реки и пожелала его; спряталась за скалой; тот пустил свое семя через реку, оно попало в скалу; она извлекла из скалы зародыш, продержала у себя под одеждой, сделала вид, что родила Сасрыква; его закалили в горне, напоили расплавленным металлом, он тут же вырос; его старшие братья уезжают в поход без него; он просит мать приготовить горячую мамалыгу, сует ее руку в горшок с кашей, Сатанэй вынуждена сказать, что его отец – Пастух-нарт; Сасрыква насылает холод, идет за огнем к великану; тот спрашивает неузнанного С., как развлекается С.; пробует на себе предложенные забавы (выпивает кипяток, глотает горячее железо); остается надолго в воде, С. просит мать заморозить море; великан чуть не встает, С. усиливает мороз, великан не может унести лед; С. отрезает ему голову его шашкой; вынутые кишки и жилы сперва пробует на деревьях (они перерезают стволы); брата великана хоронят, С. поднимает ноги умершего, кладет на повозку; приносит нартам огонь, те признают С. братом]: 14-20; Инал-ипа и др. 1988, № 4 [пастух Зартыжав видит, как Сатаней-Гуаша купается на другом берегу реки; не может переплыть поток, его семя попадает в камень; СГ приносит камень домой, кузней Айнар сбивает с него внешнюю оболочку; через 9 месяцев рождается Сасрыква; одновременно у кобылы рождается жеребенок Арáш]: 26-35; Салакая 1978, № 2-6 [пять вариантов]: 170-179; Бгажба 1983 в Хварцкия 1994 [Сатаней-гуаша белила на Кубани холсты, разделась, позвала Эрчхеу, пасшего коров на другом берегу; тот не смог переплыть реку, велел С. встать за камнем, пустил в него свое семя; на ней появился человеческий образ; Э. сказал, что высечь его из скалы сможет кузнец Айнар, у которого клещи вместо левой руки, молот – правая, нога – наковальня; год С. держала в тепле каменный образ, из него родился огненно-красный Сасрыква; в ту же ночь родился для него конь Бзоу]: 89-91; кабардинцы: Алиева и др. 1974, № 1 [Сатаней-гуаша стирала, пастух Сосом увидел ее с другого берега реки, его семя попало в камень рядом с С.; та принесла камень домой, из него родился Сосруко со стальным телом; когда кузнец Тлепш закалял его, держал клещами за колени, они остались уязвимыми], 2 [Сатаней стирала у реки, пастух Шокара брызнул в нее семенем с другого берега, оно попало в камень; С. принесла его домой; через 11 месяцев он закипел; кузнец Тлепш достал из него мальчика Сосруко; когда закалял, держал клещами за голени], 3 [Сатаней принесла камень, через 9 месяцев из него родился Сосруко; Тлепш ухватил его клещами за бедра и закалил, сделал ему оружие и доспехи]: 189, 189-190, 190-192; карачаевцы, балкарцы: Алиева 1994, № 32 [Кюн-бийче увидела на другом берегу пастуха, спряталась за камнем; семя пастуха попало в камень состар (гранит; большой речной валун); ее хозяйка Кырс-бийче, у которой нарты набирались мудрости, велела принести камень в крепость; через девять месяцев он раскололся, родился Сосурук; Кырс-бийче прополоскала его рот водой горных ручьев, это для него молоко], 33 [у придурковатого пастуха по имени Созук были собаки Жетер (настигающий) и Тутар (хватающий); когда Созук играл на свирели, Ж. танцевал за мужчину, Т. – за женщину; Созук увидел на другом берегу стирающую Сатанай; его семя попало в камень состар; Сатанай велела его принести, обтесать; через девять месяцев вынула мальчика; это был Сосурук; она воспитала его втайне от Ëрюзмека], 34 [на речном островке нарты увидели камень; он раскололся, появился мальчик; Ëрюзмек доплыл до острова, принес мальчика; его назвали Сосурук; мать Ë. дала ему грудь]: 365-366, 366, 366-367, 367 (приложение 1) [пастух Соджук увидел за рекой княгиню Сатанай, прислонился к камню; С. заказала кузнецу Деуету 60 молотов; 60 юношей обтесали ими камень; С. сама разбила последнюю оболочку, вынула мальчика Сосуруко, дала на воспитание джиннам; они закалили его тело как сталь, кроме коленей]; ингуши [девушка доила коров; влюбленный в нее юноша сел на синий камень, изверг в него семя; святая женщина Села Сата извлекла из него Соска Солсу]: Далгат 1972: 134; кумыки [богатырь Бектемир рожден из камня; (по Аджиев А.М. Дальние дороги песни. Махачкала 1977: 78)]: Гаджиев 1991: 163; сваны [трое сыновей Сатáны соглашаются стеречь у Багатвира его золотую яблоню; старшие засыпают, младший ранит трех дочерей небесного владыки Чирхаили, смачивает платки их кровью; приходит к нему, лечит девушек, подмешав в молоко их же кровь; получает среднюю, хотя Ч. предупреждает, что она невеста св. Георгия; ночью старший брат убивает младшего, средний старшего, сам кончает с собой; невеста св. Георгия просит отпустить ее к воде, превращается в пену, на мельнице снова в женщину, рожает трех сыновей; те обижают других мальчиков; старушка говорит, что их бабушка – бедная Сатáна; они просят приемную мать испечь хачапури, прижимает горячий хачапури к ее груди, та признается, что их отцы истребили друг друга; Кинтиз отрубает всем троим головы, но у одного (это Бадрильд) выпал зуб, стал женщиной, женщина камнем; К. ударил камень шашкой, из него выпал Сослан, К. считает его сыном; С. убил К. его же шашкой, пришел к бабушке; та велит привязать к каждой шерстинке скакуна по колокольчику; их звон напугал коня Йеречхава, С. убил Й.; С. спускается в нижний мир к дэвам; не сгорает в костре, не раздавлен скалой, не сварился в кипятке; С. убил дэвов, столкнув их лбами]: Дзидзигури 1973, № 11: 86-92; армяне [Псевдо-Плутарх (пер. Ган 1884: 157) в связи с рекой Аракс в Армении: Митра хотел иметь сына, но так как он ненавидел женский пол, то пустил свое семя на скалу, которая стала беременной и после определенного времени родила ему сына по имени Диорф; в расцвете молодости этот Диорф был убит Марсом, которого он вызвал на состязание, после чего был, по предопределению богов, превращен в гору, носящую его имя]: Далгат 1972: 135; хурриты (хурритский миф в хетском переводе) [девять веков Алалу на небе царем, Ану был его кравчим; на десятый век Ану победил Алалу, тот бежал на темную землю, потомок Алалу Кумарби подавал Ану еду; на десятый век он стал сражаться с Ану, тот устремился ввысь в небо, К. стащил его вниз, откусив мужскую силу; Ану сказал, что теперь К. чреват Богом Грозы, рекою Аранцах и богом Тасмису; К. попытался выплюнуть то, что во рту, образовалась гора Канцура; Бог Грозы из чрева К. и Ану переговариваются, как Богу Грозы лучше выйти на свет; Ану говорит, что камень пробьет череп К., Бог Грозы выйдет через череп; К. говорит Богу Эа, что как только ребенок родится, он его съест; К. стал есть, камень у него во рту выбил ему зубы, пробил череп, теперь этот камень Кункунуцци находится в храме; трех родившихся из черепа К. богов приняли Богини-Защитницы; чтобы одолеть Бога Грозы, К. десятикратно сочетается со Скалой; родившегося младенца приняли Богини Судьбы и Богини-Защитницы; К. назвал его Улликумми (Ул.); посылает весть к богам Ирсиррам, чтобы те поместили Ул. на правое плечо Упеллури (Уп.), на котором боги построили небо и землю; каменный Ул. растет на сажень в день, вздымается скалой среди моря; Иштар стала петь перед ним; прекратила, узнав, что Ул. не видит и не слышит; Ул. вырос до неба, боги не в силах его победить; бог Эа приходит к Уп.; тот говорит, что не знал, когда боги построили на нем Небо и Землю (с. 138-139), и когда они резаком отделили Небеса от Земли; но теперь на правом плече ему что-то мешает; Эа велит достать пилу, которой отпилили Небеса от Земли (с. 139); (далее, видимо, о том, как Ул. отпилили и Бог Грозы его победил)]: Иванов 1977: 114-122, 125-140.

Южная Сибирь – Монголия. Монголы [ Эпос Hajrt har из области Aruhangaj; герой самопроизвольно рождается из черных утесов; в эпосе Ezen ulaan bodon он рождается из белых утесов; у халха-монголов в эпосе Han haranguj герой Asar рождается из нависающих скал; также из камня рождается герой у халха в героическом повествовании Doloon nasta donžin] Heissig 1993: 39-41; ойраты [у ойратов (Ганьсу, к югу от Дунхуана, торгуты) в эпосе Küder altai герой говорит, что родился из черного камня]: Heissig 1993: 41.