Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

E31B.Спасительницы мужчины. .11.12.

Несколько женщин участвуют в оживлении умершего мужчины и спорят, кто больше сделал для его оживления.

Булу, конго, бауле, ваи.

Бантуязычная Африка. Булу [у человека пять жен: Вспоминающая, Находящая-Тропу, Нащупывающая-Броды, Подбирающая-Вещи, Оживляющая (Remembering, Finding-Path, Sounding-Fords, Picking-Things-Up, Bringing-to-Life); муж упал с манго, разбился; первая жена о нем вспомнила, вторая нашла его тропу, третья перевела всех через реку, четвертая собрала куски его тела, пятая оживила; они заспорили, кто его жена; вершивший суд сказал, что этот человек им всем муж]: Schwab 1922, № 3: 212; конго [у охотника три жены - Dreamer, Guide, Raiser-of-the-Dead; они съедают принесенную им антилопу, обезьяну, остаются голодными; он идет добыть для них буйвола, убивает его, но другой буйвол убивает его самого; Dreamer об этом узнает, Guide ведет их на место происшествия, Raiser оживляет мужа; каждая хочет, чтобы тот первой отведал ее еду; муж объясняет, почему он сперва возьмет еду из рук той, которая его оживила]: Dennett 1898: 33-34.

Западная Африка. Бауле [муж умер на дороге от солнечного удара; одна жена стала отгонять мух, другая побежала в лес, дух дал ей средство для оживления, но оно действенно, лишь если ни одна муха не садилась на умершего; муж ожил, но жены заспорили, чья роль в его оживлении была важнее; люди решили не оживлять умерших]: Himmelheber 1951b: 105-107, пер. в Химмельхебер 1960: 146-148; ваи [вождь предлагает каждому играть в игру bŏh, проигрывает, отдает в заклад золотой браслет, обещает казнить, если утром браслета не будет; ночью браслет к нему сам возвращается, человека казнят; юноша понравился дочери вождя, она с ним бежит; когда силы на исходе, они встречают девушку, которая несет еду; та соглашается поделиться, если юноша и ее возьмет в жены; то же с несущей воду, с переправившей беглецов на лодке через реку; после смерти мужчины от укуса змеи его четверо сыновей спорят о наследстве; каждый ссылается на свою мать, без которой отец бы погиб; не могут найти решение]: Jablow 1961: 103-107.