Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

D13J. Рассмеяться,чтобы заговорить. (.22.72.)

Первые люди немы, заговорили после того, как их рассмешили.

Индокитай. Кхму (северные камму) [брат и сестра погнались за бамбуковой крысой, та в нору, они стали ее раскапывать; та сообщила о предстоящем потопе, посоветовала забраться в полый ствол дерева; люди на плотах и лодках с золотом и серебром утонули; брат пошел на север искать жену, сестра - на юг искать мужа, никого не нашли, вернулись; кукушка велела им вступить в брак; через семь дней сестра родила мертвого, ставшего сухой тыквой ребенка; они оставили ее за домом, услышали звуки; брат прожег железным прутом отверстие, оттуда вышли ламет (близки кхму, но язык взаимонепонимаем), затем кхму, тайцы, европейцы, китайцы; люди не говорили; один человек велел всем сесть на положенный поперек оврага сухой ствол тополя, тот подломился, все попадали, рассмеялись и заговорили; научились писáть; определили, какой этнос главнее (старше); две другие версии почти идентичны этой; во второй сестра беременна 3 года, родила тыкву]: Lindell et al. 1988: 268-278.

Чако. Терено [вынутые из земли люди были голые и мерзли, Orekayuvakái (два брата, возникшие из одного разрубленного пополам тела) их согрели у огня; люди были немы; братья поставили их в ряд и позвали lobinho (=cachorro do mato; видимо, из семейства псовых); он не сумел их разговорить; тогда велели Жабе прохаживаться взад и вперед; глядя на нее, люди рассмеялись, каждый заговорил по-своему; братья разделили их по расам и языкам, расселили по земле, для этого сделали ее больше размером]: Baldus 1950: 218-219, 223-225.