Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

C33B. Древнеебезветрие. .29.

Гибель людей первой расы связана с появлением ветра.

Абхазы, ингуши, аварцы.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы: Альбов 1893 [карлики рода цан строили оградки для своих стад (сейчас это древние руины); не было осадков, ветра, холода, вечный день и тепло; цан не знали огня, питались молоком и сырым мясом; бог разгневался на цан за их неверие; старики увидели, как у козла шевелится борода; это был первый ветер; из тучи стала падать вата, бог послал огонь, цан погибли]: 145 в Инал-ипа 1977: 153; Инал-ипа 1977 [ацаны были столь малы, что забирались на папоротник обрезать его ветви; ходили нагими, не знали огня, не болели, были очень сильными; выращивали хлеб без прополки; незаметно доили олених; строили каменные оградки, в них жили сами и держали коз; были умнее бога; мочились в сторону неба; пускали газы в кислое молоко, подтирались сыром; подражая грому, били по высушенной коровьей коже; однажды все их жилища оказались обращены не на юго-восток, а на северо-запад; чтобы выведать слабое место ацанов, бог спустил с неба ребенка в золотой колыбели; ацаны его воспитали; ответили ему, что погибнут, если загорится ватный снег; старик заметил, что у козла затряслась борода; выпал ватный снег, загорелся от молнии, ацаны погибли; бросившиеся в воду обратились в ящериц и лягушек; спрятавшиеся в пещерах и дуплах деревьев - в чертей и змей; (вар.: ацаны погибли от мороза, от наводнения); оказавшись в подземном мире, ацаны сверлят землю, чтобы выбраться назад, но что насверлят за день, снова обрушивается]: 156-169; ингуши [в мире была благодать, безветрие, подвешенная к небу нитка не двигалась; изобилие кончилось, когда родились Сеска Солса и его нарт-орстхойцы; Жербаба наполняет для них котел наперстком муки и кусочком бараньего ребрышка, говорит, что это пища, оставшаяся от прежнего времени; от огорчения СС с нарт-орстхойцами куда-то бесследно ушли]: Далгат 1972: 330-331; аварцы [были два рода нартов, Адилы и Садиды; они отвергли призыв Аллаха обратиться к вере; продолбили пещеру, стали там жить; Аллах подул на них легким ветерком, который за мгновение мог пройти через ушко иголки; он проник в пещеру и выбросил нартов с оторванными головами; те нарты, которые не погибли тогда, сгорели в послданном Аллахом огне; с тех пор ветры, дующие в период смены зимы весной, называются Адилы-Садилы; вар. (сел. Инхело): чтобы противостоять смерчу, самудилы встали один на другого, образовав стену, но пали как подрубленные тополя]: Халидова 2012, № 63: 82-83, 238.