B68. Рябчик-великан. .31.32.34.-.37.

Огромный рябчик стал маленьким – обычно был разорван на кусочки, превратившиеся в нынешних рябчиков.

Коми, алтайцы, буряты, манси, ханты (р. Васюган), кеты, юги, северные селькупы, якуты, верхоянские якуты, эвенки (сымские, туринские, нгоконновские, учурские), русские Приангарья, негидальцы, нанайцы.

Балтоскандия. Шведы (северные у границы с Финляндией) [сперва рябчик был больше всех птиц; когда летал полесу звук был как от ударов грома; однажды напугал гулявшего по лесу Иисуса; тот разделил его и сделал самым маленьким; в день Страшного Суда рябчик опять станет больше всех птиц; куски белого мяса рябчик есть в грудной части всех птиц и над глазами всех рыб; варианты: испуган осел либо конь Девы Марии]: Klintberg 2013: 16-18; финны [есть поговорка: сжался как рябчик с приближением Старшного Суда; это явно остатки токого же сюжета, что и у шведов; Dänhardt 1910: в день Страшного Суда рябчик станет таким маленьким, что сможет протиснуться сквозь обручальное кольцо, но все равно будет взлетать со страшным шумом]: Klintberg 2013: 17; шведские саамы ["мясо рябчика" есть в грудной части всех птиц и на щеках рыб и северных оленей]: Klintberg 2013: 17; ливы [рябчик был огромным, а когда взлетал, раздавался грохот, будто удары грома; однажды напугал лошадь Перкоса (Pehrkoes); тот сжал его в кулаке до размера, которое раньше имело одно лишь сердце рябчика]: Dähnhardt 2010 в Klintberg 2013: 17.

Волга - Пермь. Коми: Лимеров 2005, № 14 [Леший сотворил рябчика большим; когда тот взлетал, от крыльев гремел гром; Илья Великий ехал по лесу, рябчик взлетел, лошадь испугалась, И. упал; велел рябчику быть не больше его зоба]: 31; Рочев 1984, № 101 [Илья великий ехал по лесу, взлетевший рябчик испугал его коня; И. велел ему быть не больше, чем его желудок; теперь рябчик маленький (=Лимеров 2005, № 14: 31?)], 102 [рябчик был самой большой птицей; взлетев, испугал ехавшего на лошади Христа; тот велел ему быть величиной со свое сердце]: 109 (=2006: 150).

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы: Вербицкий 1893 [Глухарь был сперва драчливым человеком; затем превращен в птицу величиной с быка, но с прежним характером; Бог раздал его мясо другим голенастым птицам; белое мясо в них – от глухаря; Глухарь плачет об утрате, глаза покраснели]: 165; Садалова 2002, № 6 [сначала всех птиц Дьайашы создал большими; его коня испугал взлетевший Рябчик, Д. упал на камень; решил истребить всех птиц, созвал их, Рябчика привели лишь через три дня; он объясняет, что в первый день считал рыб и камни, рыб больше, если считать продолговатые камни рыбами; во второй – звезды и кочки, кочек больше, если считать и пни; на третий – женщин и мужчин, женщин больше, если к ним прибавить мужчин, поддающихся женским уговорам; Д. решил, что задумал убить Рябчика из-за уговоров матери, решил просто сделать его маленьким]: 87-91 (=Ойноткинова и др. 2011, № 52: 163); буряты [рябчик был огромным; взлетев, испугал коня бурхана; тот разделил его мясо, вложив в грудь каждой птицы, рябчика сделал маленьким]: Гомбоев 1890, № 15: 76 (пересказ в Элиасов 1973, № 99: 365-366).

Западная Сибирь. Манси: Анисимкова 1960 [рябчик был больше глухаря; мальчик Филя заблудился в тайге; глухарь, утка, косач показали дорогу, рябчик отказался; отец Фили решил разделить мясо рябчика между другими птицами, сам он стал маленьким]: 11-14; Гондатти [небесный бог убил мощного рябчика, дал по кусочку различным животным, мясо которых почернело из-за соприкосновения с подземным Куль-атор и утратило питательную силу; из последнего кусочка сделал нынешнего рябчика] в Карьялайнен 1996: 24, в Munkácsi 1908: 257-258; ханты (р. Васюган) [Рябчик был огромным, вспорхнув, напугал Торума; тот порвал его на семь частей, раскидал, из одного кусочка стал нынешний рябчик; с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех птиц и животных (у лося – вдоль хребта)]: Лукина 1990, № 18: 76; кеты [Рябчик был большой птицей, взлетая, пугал людей; испугал Еся, тот сделал его маленьким, его белое мясо разделил между всеми; у рыб оно под жабрами]: Алексеенко 1976, № 19: 77; юги [Рябчик был огромным, взлетая, пугал людей и собак; Бог это увидел, разделил его мясо между всеми рыбами, а рябчик стал маленьким]: Werner 1997, № 31: 287-288; северные селькупы [рябчик был огромным; ему стало скучно одному, он стал отрывать от себя куски мяса, создавать из них других птиц; в результате сам стал маленьким]: Тучкова 2004: 238.

Восточная Сибирь. Якуты [громадный рябчик испугал шумом своего полета Богородицу (или Бога-отца); Христос уменьшил его размеры, а отрезанную часть распределил между всеми птицами и четвероногими; теперь в телах всех животных белые кусочки в мускулах]: Кулаковский 1979: 70-71; Эргис 1964-1967(1), № 26: 95; 1967, № 51: 170 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 20, в Сивцев-Омоллоон 1976: 29); верхоянские якуты: Худяков 1969 [рябчик был огромный; Хотой Айы (господь) разрезал его на куски и создал из них птиц всех пород]: 272; сымские эвенки [Константин Ильич Лихачёв, 12 августа 2009 г.; рябчик был большим, взлетая, пугал всех птиц; те собрались, решили разделить его мясо; каждому досталось по куску белого мяса {а рябчик стал маленьким}; Ворон не пришел, поэтому его мясо целиком черное]: Давлетшин, Дувакин 2009, личн. сообщ., № 3; туруханские эвенки (Катанга, зап. в 1925 г.) [Рябчик был большим, испугал Иисуса, тот срезал с него лишнее мясо, раздал другим животным, птицам и рыбам; поэтому в них есть куски белого мяса, окунь весь из мяса рябчика]: Ошаров 1936a: 53; нгоконновские эвенки [рябчик был больше лося, испугал Бога; тот разделил его мясо между всеми живущими, рябчик стал маленьким]: Василевич 1936, № 34: 32; туринские эвенки [рябчик был великаном; Хэвеки делал людей; рябчик вспорхнул, испугал Х.; тот в это время делал человека; от испуга уронил на землю изображение; когда изваяние упало, старший брат Х. обмазал его соплею, сказал, Пусть будут со слюнями, с соплями, восприимут болезни; Х. рассердился на рябчика, разделил его мясо между другими птицами; если бы рябчик не испугал Х., люди не падали бы, не умирали]: Василевич 1936, № 33: 32 (=1959: 178); учурские эвенки [Рябчик взлетел, испугал коня Никола-Сэвэки; тот отрезал у него белое мясо, раздал птицам и щуке на щеку]: Романова, Мыреева 1971, № 7: 327; русские Приангарья [два вар.; рябчик был размером с быка, взлетел, испугав Иисуса (Николу); тот сделал его маленьким, мясо разделил между всеми животными]: Белова 2004a, № 384.

Амур – Сахалин. Нанайцы [рябчик хвастался, что он больше всех птиц; Эндур отрезал от него куски, раздал всем птицам и животным; орлу, уткам, зайцу - мясо для шеи, рыбам – щеки; мясо у рябчика стало белым, у остальных – черное]: Ходжер 2011: 49; негидальцы [деревья ломались под тяжестью огромного Рябчика; туй эденин (дух-хозяин местности) велел ему разделить свое тело, отдать щуке, осетру, калуге; рябчик стал легким]: Хасанова, Певнов 2003, № 76: 148.