B48A. Куски чужой плоти. .10.31.34.-.37.

В теле животных, птиц или рыб есть внутренние органы или мышцы, которые первоначально были частями тела других животных, птиц или рыб (обычно части плоти огромного глухаря или рябчика отданы другим существам). Ср. мотив B36C.

Бушмены сан (Xam), шведы, шведские саамы, алтайцы, буряты, манси, ханты (р. Васюган), кеты, юги, северные селькупы, якуты, верхоянские якуты, эвенки (сымские, туринские, нгоконновские, учурские), русские Приангарья, негидальцы, нанайцы.

ЮЗ Африка. Бушмены (сан, точнее Xam) [Заяц стал плакать, потому что его мать умерла; Месяц велел не плакать, ибо мать оживет как он оживает; Заяц настаивал на своем; Месяц его ударил, порвав губу, превратив в зайца; у зайца до сих пор сохранилась часть плоти с того времени, как он был человеком, этот кусок нельзя есть; это определенный мускул на бедре; Месяц наказал зайца, пусть тот отныне спит не в кустах, а на открытом месте; в шерсти на голове у него множество паразитов]: Bleek, Lloyd 1911: 56-65.

Балтоскандия. Шведы (северные у границы с Финляндией) [сперва рябчик был больше всех птиц; когда летал полесу звук был как от ударов грома; однажды напугал гулявшего по лесу Иисуса; тот разделил его и сделал самым маленьким; в день Страшного Суда рябчик опять станет больше всех птиц; куски белого мяса рябчик есть в грудной части всех птиц и над глазами всех рыб; варианты: испуган осел либо конь Девы Марии]: Klintberg 2013: 16-18; шведские саамы ["мясо рябчика" есть в грудной части всех птиц и на щеках рыб и северных оленей]: Klintberg 2013: 17.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [Глухарь был сперва драчливым человеком; затем превращен в птицу величиной с быка, но с прежним характером; Бог раздал его мясо другим голенастым птицам; белое мясо в них – от глухаря; Глухарь плачет об утрате, глаза покраснели]: Вербицкий 1893: 165; буряты [рябчик был огромным; взлетев, испугал коня бурхана; тот разделил его мясо, вложив в грудь каждой птицы, рябчика сделал маленьким]: Гомбоев 1890, № 15: 76 (пересказ в Элиасов 1973, № 99: 365-366).

Западная Сибирь. Манси: Анисимкова 1960 [рябчик был больше глухаря; мальчик Филя заблудился в тайге; глухарь, утка, косач показали дорогу, рябчик отказался; отец Фили решил разделить мясо рябчика между другими птицами, сам он стал маленьким]: 11-14; Гондатти [небесный бог убил мощного рябчика, дал по кусочку различным животным, мясо которых почернело из-за соприкосновения с подземным Куль-атор и утратило питательную силу; из последнего кусочка сделал нынешнего рябчика] в Карьялайнен 1996: 24, в Munkácsi 1908: 257-258; ханты (р. Васюган) [Рябчик был огромным, вспорхнув, напугал Торума; тот порвал его на семь частей, раскидал, из одного кусочка стал нынешний рябчик; с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех птиц и животных (у лося – вдоль хребта)]: Лукина 1990, № 18: 76; кеты: Алексеенко 1976, № 19 [Рябчик был большой птицей, взлетая, пугал людей; испугал Еся, тот сделал его маленьким, его белое мясо разделил между всеми; у рыб оно под жабрами], 20 [люди голодом пропадали; на земле жили два брата и сестра; Есь решил помочь людям, из девки белку сделать; когда братья ушли, девка стала белкой, залезла на дерево, старуха схватила ее за одежду (бэсэм), порвала, у белки появился хвост; братья вернулись, стали рубить дерево, белка прыгнула на другое, ускакала; у белки от человека большой палец остался и кусочек белого мяса под мышками; люди это не едят, выбрасывают; белка сначала только орехами питалась, потом научилась грибы есть сухие, веточки]: 77; юги [Рябчик был огромным, взлетая, пугал людей и собак; Бог это увидел, разделил его мясо между всеми рыбами, а рябчик стал маленьким]: Werner 1997, № 31: 287-288; северные селькупы [рябчик был огромным; ему стало скучно одному, он стал отрывать от себя куски мяса, создавать из них других птиц; в результате сам стал маленьким]: Тучкова 2004: 238.

Восточная Сибирь. Якуты [громадный рябчик испугал шумом своего полета Богородицу (или Бога-отца); Христос уменьшил его размеры, а отрезанную часть распределил между всеми птицами и четвероногими; теперь в телах всех животных белые кусочки в мускулах]: Кулаковский 1979: 70-71; Эргис 1964-1967(1), № 26: 95; 1967, № 51: 170 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 20, в Сивцев-Омоллоон 1976: 29); верхоянские якуты: Худяков 1969 [рябчик был огромный; Хотой Айы (господь) разрезал его на куски и создал из них птиц всех пород]: 272; сымские эвенки [Константин Ильич Лихачёв, 12 августа 2009 г.; рябчик был большим, взлетая, пугал всех птиц; те собрались, решили разделить его мясо; каждому досталось по куску белого мяса {а рябчик стал маленьким}; Ворон не пришел, поэтому его мясо целиком черное]: Давлетшин, Дувакин 2009, личн. сообщ., № 3; туруханские эвенки (Катанга, зап. в 1925 г.) [Рябчик был большим, испугал Иисуса, тот срезал с него лишнее мясо, раздал другим животным, птицам и рыбам; поэтому в них есть куски белого мяса, окунь весь из мяса рябчика]: Ошаров 1936a: 53; нгоконновские эвенки [рябчик был больше лося, испугал Бога; тот разделил его мясо между всеми живущими, рябчик стал маленьким]: Василевич 1936, № 34: 32; туринские эвенки [рябчик был великаном; Хэвеки делал людей; рябчик вспорхнул, испугал Х.; тот в это время делал человека; от испуга уронил на землю изображение; когда изваяние упало, старший брат Х. обмазал его соплею, сказал, Пусть будут со слюнями, с соплями, восприимут болезни; Х. рассердился на рябчика, разделил его мясо между другими птицами; если бы рябчик не испугал Х., люди не падали бы, не умирали]: Василевич 1936, № 33: 32 (=1959: 178); учурские эвенки [Рябчик взлетел, испугал коня Никола-Сэвэки; тот отрезал у него белое мясо, раздал птицам и щуке на щеку]: Романова, Мыреева 1971, № 7: 327; русские Приангарья [два вар.; рябчик был размером с быка, взлетел, испугав Иисуса (Николу); тот сделал его маленьким, мясо разделил между всеми животными]: Белова 2004a, № 384.

Амур – Сахалин. Нанайцы: Киле 1996, № 3 [Калугу выбросило на отмель, другие рыбы не могут ей помочь; по просьбе Калуги, Трясогузка приводит Лося, тот перекатил ее в реку; благодарная Калуга дала ему хрящик от своего носа, который до этого был длинный как у осетра, это лосиная губа; Лось в ответ дал кусок мяса от своей груди, он теперь за щекой Калуги]: 73-75; Ходжер 2011 [рябчик хвастался, что он больше всех птиц; Эндур отрезал от него куски, раздал всем птицам и животным; орлу, уткам, зайцу - мясо для шеи, рыбам – щеки; мясо у рябчика стало белым, у остальных – черное]: 49; негидальцы [деревья ломались под тяжестью огромного Рябчика; туй эденин (дух-хозяин местности) велел ему разделить свое тело, отдать щуке, осетру, калуге; рябчик стал легким]: Хасанова, Певнов 2003, № 76: 148.