Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B94. Деревья утрачивают дар речи..17.21.27.31.35.61.

Деревья или (домашние) животные раньше разговаривали, просили их не рубить и не убивать.

Сокотра, ренгма нага, словенцы, эстонцы, ливы, латыши, кеты, юги, напо (или канело).

Передняя Азия. Сокотра [козы, овцы, коровы, деревья и камни умели говорить; человек не мог зарезать козу, она начинала плакать и жаловаться; «добрый ангел Дихёко» попросил того, «кто лишил дара речи камни и деревья» сделать то же с животными; с тех пор только человек разговаривает]: Наумкин и др. 2014, № 21: 8.

Северо-Восток Индии. Ренгма нага [сперва все существа не умирали и разговаривали; животные просили их не убивать, деревья просили их не рубить, численность всех существ достигла предела; тогда бог оставил дар речи лишь собаке и человеку; собаки рассказывали охотникам, где прячется дичь, животные оказались перед угрозой уничтожения; бог велел вытянуть морду собаке, лишив способности говорить]: Mills 1937: 268-269.

Балканы. Словенцы [раньше растения разговаривали; когда человек шел по лесу или по полю, к нему обращались, каждая трава хвалила себя; однажды чертополох стал говорить, какие средства хороши от поноса; остальные стали над ним смеяться; Богу это надоело, он лишил растения способности говорить]: Šmitek 2013: 148.

Балтоскандия. Эстонцы: Kreutzwald в Talvet 1991 [береза просит лесоруба не рубить ее, ибо она еще молода, у нее дети; то же затем деревья всех видов; старик в корьевой одежде благодарит за жалость к его детям, обещает, что у него ни в чем не будет недостатка, но он, его жена, дети не должны желать слишком многого; дает золотой прут, им надо помахать над муравейником, ульем, у дерева и пр., все будет; по возвращении мужа жена стала его ругать, он вызвал прутья, те побили ее; семья зажила богато; но один из потомков пожелал, чтобы солнце спустилось погреть ему спину; солнце спустилось, сожгло его и весь дом; деревья от жара испугались и больше не разговаривают]: 156-164 (=Põder, Tanner 2000: 92-98); Dähnhard 1907 (Хаапсалу) [Ель просит крестьянина ее не рубить, разве не видит он слезы у нее на коре; Пихта говорит, что с нее мало пользы, у нее одни сучья; Осина: моя кровь запачкает твой топор; крестьянин пошел домой, навстречу Иисус, спросил, чем тот озабочен; послал назад в лес, сказал, что отныне деревья будут молчать]: 221-222; ливы [3 вар.; раньше каждое дерево просило, чтобы его не рубили, отсылало к другому; Бог сделал деревья немыми]: Loorits 2000(4): 161-162; латыши [1) раньше деревья разговаривали; когда человек собирался рубить дерево, оно предлагало ему идти рубить какое-нибудь кривое; Бог запретил деревьям говорить, т.к. человеку нужна древесина; 2) деревья стали просить человека не рубить их; он пошел к липе, та обещала сделать его помещиком; затем королем; на третий раз он попросил сделать его Богом; Липа велела ему стать на четвереньки и сделала медведем; после этого Бог запретил деревьям разговаривать]: Dähnhard 1907: 222.

Западная Сибирь. Кеты [как только человек заносит в лесу топор, чтобы срубить дерево, оно просит его пощадить; человек велит, чтобы впредь люди не слышали голоса деревьев; деревья стали безмолвными]: Дульзон 1969, № 68: 211; юги [как в Дульзон 1969, № 68 у кетов]: Werner 1997, № 28: 282-285.

Западная Амазония. Напо (или канело) [сперва деревья начинали говорить, когда их рубили, плакали, из них текла кровь; Богу это надоело, он это прекратил]: Ortíz de Villalba 1989, № 79: 146.