Ю.Е. Березкин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B85B.Ветер в мешке. .27.21.37.40.41.50.52.

Ветер находился или находится в небольшом вместилище, выпущен из него или вылетает оттуда время от времени.

Древняя Греция, Ниуэ, Самоа, маори, о-ва Чатам, нанайцы, нетсилик, Западная Гренландия, хан, хопи, миштеки.

Полинезия. Ниуэ [Leveimatagi выращивал на участке таро; налетели ветры, Л. поймал ветер, завернув в лист; велел двоим сыновьям не трогать сверток; один его продырявил, ветер вырвался и теперь дует на Ниуэ; данный вид таро называется "ветреным"]: Loeb 1926b: 204-204; Самоа [ветры собраны и помещены в лодку или в кокосовый орех]: Dixon 1916: 55; маори [Мауи поймал ветер или заключил его в особое вместилище]: Dixon 1916: 55; о-ва Чатам [Tawhaki поместил ветры в корзину]: Dixon 1916: 55.

Балканы. Древняя Греция [Бог ветра Эол дает Одиссею бычий мех, в котором завязаны ветры различных направлений. Когда попутный ветер уже подгоняет корабль к Итаке, успокоившийся Одиссей засыпает. Его спутники думают, что в мехе спрятано золото, и открывают его. В следующий раз Эол отказывается дать мех, так как не может помочь человеку, которого боги не любят]: Аполлодор 1972: 94 (Apollod., E.VII.10-11).

Балтоскандия. Эстонцы []: Aarne 1918, № 9: 140; ливы []: Loorits 1926, № 14: 81.

АмурСахалин. Нанайцы: Подмаскин 2013: 50 [Бучуантропоморфный дух ветра с птичьей головой и крыльями; открывает и закрывает отверстие в пещере, из которой дует ветер], 54 [Ванга выпускает ветер из огромного камня с отверстием; в прошлом там жил старик Ванга мапа; маленький мальчик убил его стрелой; если бы он этого не сделал, ветер бы дул с такой силой, что люди не могли бы выжить; другой хозяин ветра – Хэтука; ему «в лицо» бросали камень, встав ниже или выше по течению и вызывая низовой или верховой ветер], 105 [Мама и Мапа – старуха и старик, хозяева ветра; в сентябре к ним обращались рыбаки с просьбой усмирить северный ветер; М. и М. раздувают ветер мехами в горной пещере].

Арктика. Нетсилик (Пэлли-Бэй) [великан Инугпасугсук усыновляет юношу; они приходят к замерзшему озеру, там другой великан Инуарувлигасугсук ловит рыбу; у него два зуба; великаны сражаются; юноша помогает убить второго и затем его жену, подрезав им сухожилия на ногах; их маленький сын поднимается на небо, превращается в Сила (Нарсук) - хозяина непогоды, снега, дождя; четыре женщины могут сесть рядом на его пенис; ветры налетают, когда он распускает ремень, которым стянуты его меховые пеленки; когда-нибудь он пинком обрушит опоры мира]: Расмуссен 1935 [краткая версия]: 182-183; Rasmussen 1931: 229-231; Западная Гренландия (Nuuq) [человек спрашивает Белого Медведя, что у того в мешке; Медведь отвечает, что дерьмо; человек не верит, усыпляет Медведя, ветер вырывается в мир; человек предлагает Медведю на месяц свою жену, но вернуть ветер назад невозможно]: Millman 2004: 33.

Субарктика. Хан (Игл) [ветра не было, медведь носил с собой мешок; когда заснул, один человек развязал его из любопытства, оттуда вырвался ветер]: Schmitter 1910: 21 (=1985: 31).

Большой Юго-Запад. Хопи [ветер Yaapontsa дует чрезмерно, губя растения и сдувая плодородную почву; вождь предлагает детям Старухи-Паучихи Pöqangwhoya и Palöngawhoya пойти его укротить; Паучиха учит, как замуровать щель, в которой он живет; становится тихо, невыносимо жарко; братья отправляются к Ветру снова, открывают отверстие настолько, чтобы было как раз]: Malotki, Gary 2001, № 28: 252-257.

Мезоамерика. Миштеки [есть дом дьявола, и когда его дверь открыта, оттуда вырывается ветер и сильно дует]: Dyk 1959: 171.